ОРФИ – это такое волшебное изобретение египетских законотворцев. Некий вариант брака в лайт-версии – он вроде бы есть, но его вроде бы и нет. ОРФИ заключается у адвоката в присутствии двух свидетелей-мужчин и нигде не регистрируется, то есть при желании можно хоть каждый день ходить к адвокату и «бракосочетаться» с разными дамами (что некоторые товарищи и делают). ОРФИ заключают в трех экземплярах – один остается жене, другой мужу, третий хранится у адвоката. Иногда делают еще проще — покупают в каком-то канцтоваре бланк орфи и подписывают его «на коленке», без свидетелей и адвоката.


ОРФИ дает право мужчине и женщине проживать в одной квартире (впрочем, многие гостиницы ОРФИ не принимают, но снять квартиру по нему, как правило, можно, — особенно в курортной зоне). Мужчина также может признать ребенка , рожденного в орфи-браке Если же орфи-муж против признания ребенка, то женщина может записать его отцом только через суд. А поскольку в Египте нет статуса «мать-одиночка» и отцом ребенка может быть только муж его матери, то для женщин это чревато большими проблемами. Никаких имущественных прав женщине ОРФИ не дает.

Сейчас ОРФИ больше всего распространен на курортах, однако встречается и среди египтян. ОРФИ часто бывают тайными, т.е. даже семья может быть не в курсе о такой вот «женитьбе» сына или дочери. Это считается позором, но иногда встречается, особенно в среде студентов, которые учатся и живут далеко от дома. Бывают случаи, когда парень уговаривает девушку тайно жить вместе по орфи, пока он не накопит на свадьбу, и хорошо если он не передумает. Если же он не передумал, то девушка во-первых уже не девственница (а здесь это важно), во-вторых, она может оказаться еще и беременной, и тогда вообще атас, т.к свадьбы не было и для окружающих ребенок «нагулянный».

Чаще всего ОРФИ по сути «разрешение на сожительство» – в Египте мужчина и женщина не могут находиться наедине в одной квартире, не имея на руках никакого контракта, — это чревато проблемами с полицией.

Существует процедура орфи-развода, хотя обычно люди просто рвут свои экземпляры ОРФИ и забывают друг о друге. Но если женщина заключит другой брак на территории Египта, не расторгнув орфи, предыдущий орфи-муж (у которого сохранился экземпляр их контракта) может обратиться в полицию и обвинить ее в измене. При этом некоторые мужчины заключают орфи буквально пачками, и им это ничем не грозит. Вот такие двойные стандарты.

ОРФИ также является основанием для получение шестимесячной резиденсткой визы невесты, по которой можно заключить официальный (расми) брак. Получить эту визу можно лишь один раз. Почти все замужние иностранки в Египте прошли через орфи (если у них на момент заключения брака не было любой нетуристической визы), потому что по тур.визе иностранок не женят.
Иногда ОРФИ – этап для заключения «настоящего» брака, иногда «пробный камень», а иногда… иногда это диагноз. Впрочем, некоторые женщины сами не хотят заключать брак в Египте, считая что им это не нужно и даже может чем-то угрожать, поэтому предпочитают жить по ОРФИ. Например, некоторые считают, что муж может запретить своей жене вылет из Египта (это не так, — запретить нельзя даже жене-египтянке, не то что гражданке другого государства).

ОРФИ или официальный брак?

Многие девушки интересуются, насколько плохо, что мужчина хочет жить с ней по ОРФИ (или насколько ему можно верить, если он предлагает официальный брак). Обстоятельства бывают разные, но в целом предложение пожить по ОРФИ- не есть гуд. Обычно это такая версия лайт-брака, по которой пожили-пожили и разбежались, хоть и не всегда. Знаю случаи, когда орфи перерастал в настоящий брак, — настоящий не только на бумаге, но и по сути.

А вот с официальным браком все не так однозначно: с одной стороны, желание пожениться «по-настоящему» похвально, но с другой, — сам по себе официальный брак в Египте мало от чего защищает или страхует. Он может защитить египтянку, у которой в контракте прописаны нехилые суммы махра/муахра, выторгованные ее семьей. С иностранками эти суммы обычно на порядок скромнее, иногда символические цифы в 20, 50 или 100 фунтов (хотя и тут бывают исключения).

Даже если там и прописана несимволическая сумма, получить ее в случае развода не всегда реально. И потом, не стоит забывать, что египтянин-мусульманин по закону может быстро и просто развестись без согласия жены, а также взять вторую/третью/четвертую жену, — также без ее согласия. Так что наличие официального брака, увы, мало что гарантирует жене- иностранке, и чтобы быть более или менее уверенной, стоит внимательно присмотреться к МЧ и трезво оценить его поведение.

Когда меня просят оценить МЧ и перспективы отношений с ним, я обычно задаю три главных вопроса: 1.Предлагает ли он официальный брак 2. Знакома ли с его семьей, главное – с родителями 3. Готов ли он ее материально содержать, как минимум после рождения детей. Если все ответы положительные, это конечно еще не гарантия, но все-таки означает что тут можно о чем-то разговаривать)))

Многие спрашивают, можно ли вписать в брачный контракт пункт, который бы запретил мужу брать вторую жену или вывезти ребенка из страны. Нельзя, поскольку это противоречит законодательству. То есть вписать-то можно что угодно, бумага все стерпит, но юридической силы эти пункты иметь не будут.

Существенный плюс расми-брака – возможность получить резидентскую визу (на 1 год, на 3 или 5 лет) или даже гражданство (не сразу, но все же). Однако и эти плюшки – тарам! – можно получить только с согласия мужа. Если он не хочет делать жене визу, она может хоть обвешаться брачными контрактами, но ничего не получит. Только в случае официально развода и при наличии ребенка – гражданина Египта уже бывшая жена может оформить себе годовую визу.

Многоженство

Ну вот мы и подошли к самой волнующей теме – МНОГОЖЕНСТВО)))
«Если б я был султан, я б имел трех жен», — пелось в шутливой песне из «Кавказской пленницы», но в конце концов, автор вместо трех жен предпочел сохранить статус холостяка. Я полагаю, многие египтяне разделят эту точку зрения)))


Да, в Египте у мусульман допускается многоженство, но оно не слишком распространено – я читала, что в пределах 5%, но сама многоженцев не знаю. Если большинство мужчин могут позволить себе жениться лишь к 30-35-40 годам, то что говорить о второй жене (которую также надо содержать, обеспечить жильем и т.п).

Вторую жену обычно берут обеспеченные мужчины (и то – далеко не все. Ибо, как говорится, одна жена – одна проблема, две жены – две проблемы). Селят ее отдельно, и по Шариату мужчина должен относиться к обеим женам одинаково во всем, делить свое время поровну между ними, дарить равноценные порядки и т.п. В деревнях изредка возможно проживание двух жен в одном доме на разных этажах или в разных комнатах, в городах они обычно живут в разных квартирах.
У отца моего мужа было две жены, но уже тогда это был довольно редкий случай. Часто для второго брака имеется веская причина – например, бесплодие первой жены.

По закону и по традициям мужчина должен оповестить первую жену, если хочет взять вторую, однако он не обязан спрашивать ее разрешения на этот брак.

Согласно принятым в годы правления Мубарека поправкам в Семейный кодекс (так называемым «поправкам Сьюзен Мубарек») если первая жена не согласна, она может подать на развод в течение года, и это будет считаться разводом по инициативе мужчины, т.е быстро и с выплатой муахра.
Иногда случаются истории, когда жила-жила себе жена лет 20 или 30, и в ус не дула, а потом в один далеко не прекрасный момент (иногда- после смерти мужа) узнала, что уже давно была у своего мужа не единственной.

Когда одна жена официальная, а другая – по орфи, зачастую тайная и в другом городе, это уже немного другой случай. Поскольку ОРФИ нигде не регистрируются, статистики таких браков нет. На курортах встречаются мужчины, которые живут с иностранными орфи-женами, имея официальную жену-египтянку в своем родном городе. Порой ни одна не догадывается о существовании другой, иногда знает одна сторона или даже обе.


Идут ли египтянки вторыми женами? По-разному. Некоторые — идут, а другие скорее умрут старыми девами, но предложение стать второй расценят как личное оскорбление.

Еще более интересный вопрос — идут ли славянки вторыми женами? Да, такое иногда бывает, хотя об этом предпочитают не слишком распространяться. Развестись мусульманину в теории возможно, но на практике это бывает малореально, — придется слишком много заплатить бывшей супруге, плюс осуждение общества, разборки с семьей бывшей жены, с детьми… Иногда им проще взять вторую, тем более если она согласна.

Как определить, женат ли египтянин?

Многих девушек интересует вопрос: а как выяснить, женат ли мужчина-египтянин? У египтян нет внутренних паспортов, соответственно, нет и пресловутых штампов о браке. Паспорта им заменяют ай-ди карточки, где (в теории) указано семейное положение – разумеется, на арабском языке. Но проблема еще в том, что мужчины не всегда меняют ай-ди после женитьбы. И даже когда подходит время менять ай-ди (а они меняются раз в семь лет), он может запросто не показать документы о браке, и получить новые документы как неженатый человек.

Мужчины — мусульмане обычно не носят золота, поэтому традиционных обручальных колец у мужчин вы здесь не увидите. Кольца у них серебряные, и надевают их на левую руку. Впрочем, эти кольца напоминают обычные украшения, так что не всегда можно сказать, какое кольцо обручальное, а какое – нет.

Самый точный способ определения семейного статуса мужчины – это так называемая «справка о неженатости» (по-арабски Кетфарди), которая делается на основании справки о составе семьи.
Раньше для заключения брака с гражданкой России мужчина был обязан предоставить эту справку в наше российское консульство, сейчас – нет. То есть теоретически на территории Египта девушка может выйти замуж за египтянина, у которого уже есть жена. В таком случае в свидетельстве о браке будет указано, что она становится второй женой, и для России такой брак не легализовать, хотя люди и тут находят лазейки. А так — можно быть замужней на территории Египта и незамужней – в своей стране. Некоторым это удобно))

Если у девушки есть сомнения насчет неженатости своего египтянина, лучше всего настоять на знакомстве с его семьей, — не с братьями или какими-нибудь двоюродными кузенами, а со всей семьей, в первую очередь – с родителями. Обычно «неожиданно давно женатыми» оказываются те, кто годами под разными предлогами отказывался знакомить свою жену с семьей…

Развод в Египте

По статистике, процент разводов в Египте – самый высокий среди арабских стран и составляет 40% (хотя за верность этой статистики я не ручаюсь, но неоднократно видела эту цифру). При этом в деревнях люди разводятся довольно-таки редко, так что в городах, скорее всего, этот процент существенно выше.

Ислам допускает развод, хотя не одобряет его. В большинстве случаев родственники сделают все возможное, чтобы примирить супругов, особенно если в семье есть дети. У египетских христиан развод невозможен, за очень редким исключением (обычный светский брак можно расторгнуть на общих основаниях, но очень сложно развенчаться, тем более — получить разрешение на повторное венчание).

Для развода мужчине-мусульманину достаточно трижды произнести слово «талака» – развод.. После двух «талака» еще возможно примирение, но третий развод уже окончательный. Оформление развода на бумаге не займет много времени, если инициатор развода – мужчина, или же развод происходит по обоюдному согласию.

Если же развестись хочет жена, то такой развод называется хула и проходит значительно сложнее и дольше – от нескольких месяцев до нескольких лет. Раньше женщина могла лишь просить развода у мужчины и получала свободу только с его согласия, но благодаря поправкам, принятым по инициативе Сюзан Мубарек, женщины получили возможность развестись без согласия мужа, хоть и небыстро. Насколько я знаю, христианки долго добиваются этого права, но коптская церковь стоит на своем и не развенчивает без очень веских причин (доказанная измена, смена религии).

В случае, если инициатором развода является женщина, она не получает муахр — отступные, прописанные в контракте. Если же мужчина хочет развестись, он обязан выплатить ей эту сумму (а это могут быть ого-го какие деньги).

У египтян нет понятия совместно нажитого имущества – на кого что записано, тому то и принадлежит. Дети обычно остаются с матерью, на мужчину ложится обязанность обеспечить их жильем, а также выплачивать алименты, размер которых определяет суд. Часто женщины подают еще и на компенсацию за прожитые с этим мужчиной годы.
Однако в случае повторного замужества женщины дети останутся с ней только если мужчина не возражает против этого (обычно мужчина против). Чаще всего детей забирает бабушка по материнской линии, или же они уходят в семью отца.

Если жена – иностранка, то дети все равно чаще всего остаются с ней, но бывший муж может воспрепятствовать их выезду из Египта.

Добавить комментарий

войти с помощью: