Египетский транспорт – это просто песня.

Начать с того, что понятие ПДД здесь практически отсутствует как таковое. На дороге прав тот, кто громче бибикнет и ловче впишется в поворот.

А получить права в Египте несложно и недорого.

Отсюда огромное количество побитых машин. Причем их владельцы, как правило, не парятся насчёт побитости и, оседлав своих железных коней, лихо несутся навстречу новым приключениям на дороге.

Светофоров в 25-миллионном Каире так мало, что гиды показывают их туристам, как одну из достопримечательностей.

Состояние дорог в провинции оставляет желать лучшего. На курортах и в больших городах – еще куда ни шло (по нашим меркам). Впрочем, ориентироваться на «наши мерки» наверное не стоит – ведь и в России, как известно, две беды, одна из которых – как раз дороги.

По мне, так лучше всего в Египте ходить пешком. Это безопасно и полезно для фигуры. Если надо все-таки ехать, можно воспользоваться следующими видами транспорта.

Такси.

Внешний вид и цена поездки зависят от того, в каком вы городе находитесь. В Шарме, например, такси бело-голубые, марки Рено, а в Каире и Александрии – жёлтые с чёрным «лады». Какой модели – не знаю, я не очень в этом разбираюсь. Наверное, какие-нибудь «шестерки». После поездки на такси я обычно вываливаюсь на тротуар и начинаю поминать недобрым словом наш отечественный автопром.

ВАЗ 2107

Водители очень любят включать музыку. Причем громко. Но если вежливо попросить – обычно выключают.

Еще они любят курить за рулем. Поинтересоваться, не возражает ли пассажир, им в голову не приходит.

В Александрии принято подбирать по дороге попутчиков. Вообще египетский народ любит массовость. Раз рядом с водителем осталось свободное место – туда надо еще кого-нибудь посадить и куда-нибудь подбросить. Вместе ж веселее! На курортах я такого не замечала.

Цена поездки на такси зависит от города и расстояния, но в Шарме, как правило, начинается от 5 фунтов. В Александрии, если ехать недалеко, может быть даже 2-3 фунта. Водят аварийно, и в туристических городах пассажирам (а особенно – пассажиркам) частенько надоедают расспросами. Незнtaxi2ание иностранного языка водителю не помеха – даже зная всего два слова по-русски, он попытается выяснить, сколько вам лет, есть ли муж, и прочие животрепещущие вопросы вашей
биографии. Если о цене не договориться заранее, то в конце поездки, несмотря на щедро расточаемые улыбки и явное благорасположение к вашей персоне, может заломить цену значительно выше реальной. Я бы советовала обговаривать цену заранее и называть её чётко, в идеале – на арабском языке. Чтобы показать, что мы люди местные, цены знаем, и нас на мякине не проведешь. Девушкам благоразумнее сесть на заднее сиденье.

Туристов в Шарме очень часто обманывают со сдачей. Пользуются тем, что иностранцы плохо знают местные купюры. Банкноту в 25 пиастров (копеек по нашему) могут попытаться выдать за 25 фунтов.
В Александрии таксисты ведут себя гораздо скромнее, чем в Шарме. Видят, что пассажирка – иностранка, но молчат. За что им лично от меня большой респект.

Записки переселенца
тук-тук

В провинции и даже на окраине Александрии есть разновидность такси под названием Тук-тук. Это… как бы объяснить… гибрид велосипеда, небольшой кареты и машины марки «Ока». Когда я впервые увидела это чудо – долго смеялась. Потом оценила по достоинству.

 

Тук-тук пройдет по любому бездорожью и любой, даже самой узкой улочке. Если вдруг где застрянет — водитель его легко вытолкает из любой ямы. Вместимость – два человека на заднем сиденье, и водитель на переднем. Это транспортное средство не застеклено, так что в дороге можно насладиться пейзажем. Если же пейзаж не внушает желания им любоваться, можно задёрнуть штору. Стоит проезд в тук-тук недорого

В провинциальных городах такси нет, там только тук-туки.
Вот, любуйтесь))):

Маршрутное такси.

Очень популярный вид транспорта.

В египетских маршрутках меня поражают сразу несколько вещей. В первую очередь, отсутствие номеров и вообще любых опознавательных знаков, по которым можно было бы догадаться, куда она следует. Водитель на ходу делает какие-то хитрые жесты руками, объясняя маршрут. Местные жители как-то их понимают. Иногда пункт назначения выкрикивается на ходу в открытое окно. Впрочем, изредка на маршрутке может быть написан маршрут (не номер, а именно маршрут, пункт А- пункт Б). Но это еще не значит, что водитель едет именно туда. Вполне возможно, он давно передумал и направляется совершенно в другую степь.. А табличка с указанием маршрута… что табличка? Пусть висит — кому она мешает?

Египтяне все равно всегда переспрашивают при посадке, куды едем.

Вместимость маршрутки вроде бы 14 человек.

Заходя в маршрутку, многие египтяне здороваются (приветствие обращено сразу ко всему салону и к водителю) . Остальные пассажиры хором отвечают.

Если Вы оказались в маршрутке рядом с египтянином, который бормочет на арабском какие-то молитвы, не спешите спасаться бегством. Это вовсе не террорист-смертник, а самый обычный египетский пассажир. Человек просит Бога, чтобы маршрутка (в которой, между прочим, и Вы едете) благополучно доехала до места назначения. Так что расслабьтесь. Теперь с Божьей помощью Вы точно доедете))))

Все знают, что у мусульман есть слово ИншаАлла (дай Бог по нашему). Но мы обычно добавляем эти слова, говоря о чем-то серьезном, где точно не обойтись без божьей помощи: Дай Бог я закончу университет в этом году, Дай Бог куплю машину и т. п.

Меня всегда поражало употребление этого слова в Египте. Например, в маршрутке – пассажир просит остановить у библиотеки. Водитель не расслышал и уточняет: Вам у библиотеки? Наш человек ответит просто Да. Египтяне всегда отвечают ИншаАлла.

Смысл примерно такой «да, мне у библиотеки, если Бог позволит нам туда доехать».

В этом, на мой взгляд, очень емко выражено их отношение к Богу.

Западный человек вспоминает Бога, когда ему нужна помощь в каких-то глобальных вещах. Восточный человек смиренно признает, что, если Бог не поможет, он даже несколько метров до библиотеки не доедет.

Согласно общепринятым нормам поведения, женщина в общественном транспорте постарается сесть рядом с женщиной, или занять отдельное сиденье.

Если час пик, а ехать надо, то едут уже как получится, хоть на головах друг у друга.

Как я уже говорила, если в маршрутке встретятся два знакомых, то один обязательно заплатит за другого, при этом будет разыграна пантомима «убери свои деньги, я сам заплачу»

Иногда маршрутка едет тихо. Пассажиры смотрят в окошко, разговаривают по телефону или тихо дремлют на заднем сиденье. Но бывает совсем наоборот. Предположим, водитель решил громогласно поделиться своими политическими пристрастиями и взглядами. Наверняка найдется пассажир, у которого взгляды прямо противоположные. И понеслось… Остальные пассажиры тоже молчать не будут. В таком случае остается заткнуть уши и молиться, чтобы водитель в пылу спора не выпустил руль и не забыл, куда едет.

Египетская маршрутка непредсказуема. Как и сам Египет.

Еще один предмет для спора – тарифы. Кто и на каких основаниях их устанавливает – тайна, покрытая мраком. Очень часто бывает, что пассажир протягивает деньги — предположим, фунт(оплата обычно при посадке), а водитель просит доплатить еще 25 пиастров. Пассажир в свою очередь возмущается: какая доплата, я тут каждый день за фунт езжу.

Бензин-то подорожал – выдвигает контраргумент водитель.

Остальные пассажиры тут же присоединяются к дискуссии. И снова понеслось…

Иногда мне кажется, что водителям просто скучно, и таким нехитрым способом они компенсируют дефицит общения.

Цена зависит от того, откуда и куда вы едете, а не от того, откуда и куда едет маршрутка. То есть на любом маршруте за 1-2 остановки вы заплатите минимальный тариф (в России наоборот – если проезд на маршруте стоит, например, 20 рублей, то едешь ты одну остановку или от начала до конца – все равно заплатишь эту цену).

Вообще проезд в Египте стоит недорого. В Александрии вроде бы от 50 пиастров до 3 фунтов (один фунт приблизительно равен 5 рублям).

Цена на проезд в Шарме (от Старого города до Наамы) — один фунт, хотя с русо туристо могут взять и доллар. А с туристо итальяно – даже еврик.

Но это при условии, что туристо не знает цену. Если же знает и молча протягивает фунт – то спорить и требовать доплатить не будут.

Что касается маршрута… маршрут зависит от текущей ситуации и настроения водителя. Например, стоит толпа у Дельта Шарм, все хотят ехать в Нааму. Подъезжает вожделенная маршрутка, но водитель через окно сразу кричит, что он едет в Набк. Народ, который уже занял низкий старт для штурма маршрутки, разочарованно возвращается на свои места.

Водитель постоит-постоит, сигаретку выкурит… желающих ехать в Набк так и не наблюдается. Вздохнет и каааак гаркнет: Марииииина!!!.…

Марина – это местное название Наама Бэй. А водитель, стало быть, в Набк ехать передумал.

И народ радостно запихивается внутрь.

Стоит ли говорить, что , как и весь транспорт в Египте, маршрутки ездят, не соблюдая никаких правил дорожного движения , обгоняя друг друга и активно используя звуковые сигналы.

Иногда по пути водитель покупает себе в кафе чай или сок. Как он едет со стаканом горячего чая, сигаретой, при этом удерживая руль, принимая от пассажиров деньги и отсчитывая сдачу – я не представляю.

Автобус и поезд.

Я, честно говоря, почти не пользовалась ни тем, ни другим.

Городские автобусы напоминают наши не самые новые автобусы. По салону ходит кондуктор и собирает денюжку за проезд. Это по-моему единственный вид транспорта в Египте, на котором пишут номер маршрута.

Довольно много междугородних автобусов. Они тоже не особо удобные.

К тому же иногда их на каждом посту останавливает полиция для проверки документов пассажиров и досмотра багажа.

Вроде бы чем дороже автобус – тем меньше шансов на такого рода задержки в пути.

В междугородних автобусах запрещен перевоз домашних животных. Но если очень надо, то провести нелегально, скажем, кошку – вполне реально. Никто особо не смотрит.

Экскурсионные автобусы – совсем другое дело. Там удобные кресла, кондиционер, телевизор и прочие приятности.

Года полтора назад по Алексу пустили большой двухэтажный автобус. Он очень напоминает красные басы, которыми славится Лондон. Идет по всему городу, вдоль набережной. Удобные кресла + кондиционер. Жаль, ходит редко.

Поезда больше похожи на российские электрички. У них два плюса – ходят по расписанию, и на них меньше шансов попасть в ДТП.

Хотя по маршруту Каир-Александрия курсируют неплохие поезда с вполне комфортабельными вагонами первого класса.

Метро. Оно есть в Каире.

Ну, с таким количеством населения – куда же Каир без метро.

В каирском метро я давно не была. Но вообще оно не произвело на меня какого-то ужасного впечатления. Метро как метро. В час пик конечно – ужас. Но это наверное везде так, где население 25 млн.

Главное – не пропустить свою остановку. Надо заранее подползти поближе к выходу, пристроиться за чьей-то спиной и не зевать, когда двери откроются.

Наверное, основная особенность каирского метро – женские вагоны.

Билет необходимо сохранять до конца поездки – без него Вы не сможете выйти через турникет на улицу. Все надписи продублированы на английском, так что опытный путешественник в каирском метро не потеряется.

Трамвай.

В Алексе нет метро, но есть трамвай. Он идет вдоль моря практически через весь город.

И там, как в каирском метро, тоже есть женский вагон! Да, мы такие — не отстаем от столичных тенденций.

На трамвае нет ни номера, ни указания маршрута (ну кто бы сомневался).

Но они как-то различаются по цветам. Один цвет – один маршрут. Я на трамвае каталась всего пару раз и в эту хитрую схему не въехала.

Например, от нас на трамвае можно доехать только до района Рамль. Там у него конечная. Если надо ехать дальше, то можно пересесть на другой трамвай. Видимо, другого цвета. И катиться себе спокойно до следующей конечной остановки.

Денюжку за проезд в трамвае также собирает кондуктор.

В нашем районе трамваи всегда пустые. Даже обидно — видимо, к нам никто не хочет ехать. А вот в центре…да))) В час пик люди свисают с дверей, окон и странно, что никто не залез на крышу.

Одна моя знакомая живет недалеко от трамвайного депо. И она от этого не в восторге, потому что трамваи стоят там всю ночь с работающими моторами.

Знаете, почему?

Потому что их (моторы) нельзя отключить. В смысле, трамваи такие старые, что если отключить мотор – то обратно он уже не включится.

Это гениальное объяснение получил ее муж, когда пошел разбираться в депо на предмет ночного шума.
Так и тарахтят всю ночь.

Ну как… рискнете прокатиться? Записки переселенца

Добавить комментарий

войти с помощью: